Итак, вы решили, что вам необходимо начать учить английский язык. Зачем? Вероятно, вы уже определились зачем, другими словами, вы уже поставили себе цель. Если еще нет - ответьте себе на простой вопрос: «Я могу говорить на английском. Что изменилось в моей жизни из-за этого? Какие задачи теперь я могу решить?» Ответ на этот вопрос является самым важным, и каждый преподаватель, в первую очередь, спросит вас об этом. Должен спросить. Это не случайно, ведь поставленная цель определит вашу (и преподавательскую) стратегию на весь период обучения.
4 мифа об изучении английского языка
Изучение английского, как и многие другие области, давно обросло мифами и слухами, псевдоэкспертами и инфоцыганами.
- Одни обещают в обмен за ваши деньги обучить вас разговаривать за два месяца.
- Другие обещают, что не будет зубрежки - да что там, вообще ничего учить не придется! Видимо, знания вложат вам непосредственно в мозг. Бесконтактно, через чип.
- Третьи предлагают забыть про грамматические правила.
- Четвертые обещают выучить с вами 300 слов за час, что, в общем-то, достижимо. Только вот сколько из этих слов вы все еще будете помнить через 3 часа?
Как же понять, насколько правдоподобно то, что предлагается, и как отсечь методы отъема ваших денег или (что гораздо важнее!) вашего времени? Давайте рассмотрим всего две, но зато самые важные, составляющие успеха в изучении английского языка.
Словарный запас
Любой, приступающий к изучению языка, называется Beginner (начинающий). Да, даже если в школе вы выучили алфавит, названия пяти цветов, три предмета одежды и счет до двенадцати, все равно вы - начинающий. А что нужно начинающему? Говорить о том, что ему нужно здесь и сейчас. К примеру, выйти на улицу и обратиться к прохожему: Hungry! Restaurant? (Голоден! Ресторан?) в надежде, что тот самый прохожий поймет вас и махнет рукой в нужном направлении. Не очень заманчивая перспектива, но, все же, это лучше, чем не сказать ничего. Получается, что вы смогли поесть только потому, что знали слова. Не транскрипцию, не грамматику, а именно слова. И это приводит нас к осознанию важности первого компонента успеха в иностранном языке: словарный запас, лексика. учите и запоминайте лексику так, как вам удобно:
- выписывайте в тетрадь;
- делайте карточки;
- читайте вслух;
- повторяйте за преподавателем;
- клейте стикеры на предметы мебели;
- установите приложение для повторения слов.
Пока все несложно, да? Но если не хочется звучать так, как начинающий в примере выше, постарайтесь работать не со словами в одиночку, а со словосочетаниями: не просто ‘restaurant’, а ‘restaurant near here’ (ресторан поблизости) или ‘fast food restaurant’. Иногда вы можете заучивать даже целые предложения! Например, посмотрите на фразу I wish I could (Жаль, что я не могу). В традиционном учебнике вам предложат эту фразу не раньше уровня Intermediate через объяснение грамматической конструкции. Но вы ведь сможете употребить это фразу, не думая про грамматику. Вы просто знаете, что в определенной ситуации (Поехали за город завтра? - Hmmm… I wish I could) эта фраза прозвучит уместно. Такой подход объясняется тем, что в любом языке слова взаимодействуют и управляют друг другом, какие-то слова чаще употребляются вместе в одном виде словосочетаний (collocations), а какие-то никогда не работают вместе, и это далеко не всегда подчиняется правилам. Вот в русском языке дождь идет, а в английском он никуда не идет, а совсем даже наоборот: дождит (It rains) или же англичане скажут It’s rainy today (дождливо сегодня). Второй пункт вытекает из изложенного выше.
Такой способ изучения очень похож на то, как дети изучают свой родной язык: слушая родителей, сопоставляя с ситуацией, приходя к определенным выводам, повторяя, экспериментируя и не боясь ошибаться
Актуальная грамматика
Отметьте, что этот подход совсем не исключает второго компонента – изучения грамматики. Наоборот, без знания и умения употреблять грамматические конструкции вы будете всегда звучать как начинающий из примера выше, ну или как Эллочка-людоедка. Другой вопрос, что ваше изучение грамматики не должно ограничиваться запоминанием сложных терминов и выполнением упражнений, ведь вряд ли это поможет вам в реальной жизни. Изучение грамматики должно соответствовать вашим личным, сугубо прагматическим целям, которые вы уже обсудили с преподавателем, правда?
Соответственно, выполнение грамматических упражнений не нужно совсем исключать из своей программы, но, заполнив пропуски и поставив глагол в правильную форму, обязательно посмотрите на проделанное еще раз: а что из этого я возьму в реальную жизнь? Как я могу изменить вот это предложение, чтобы оно было про меня или моих друзей? В какой ситуации я мог бы сказать эту фразу? Что можно изменить, чтобы я смог употребить это предложение на завтрашнем митинге с клиентами?
Звучит как план к действию, да? Не откладывайте!
Наращивание словарного запаса через словосочетания (collocations) и прагматичный подход к грамматике, немного времени и регулярные занятия, и вот вы уже совсем и не начинающий. Такова формула успеха от школы EgoRound.
Останется разобраться с чтением, письмом и пониманием на слух, но об этом в другой раз.