Ключевой момент здесь – не поддаться общей эйфории «раннего развития» (которая, к слову, уже отходит на второй план, но об этом в других статьях) и не пытаться насильно вручать светоч знаний своему малышу, несмотря на явное сопротивление.
Есть теория о «После трех уже поздно» Масару Ибуки, да и трудно сдерживать порыв записать на китайский, английский и еще желательно испанский свою 2х-леточку, когда очередная инстамама выкладывает запись своего ребенка, декламирующего Шекспира.
Нельзя не согласиться с методистом Гербертом Пухтой, автором детских учебников английского для малышей, который утверждает, что современными учеными, занимающимися language acquisition (тем, как изучаются языки) на данный момент выявлена только одна четкая параллель: если ребенок начинает изучать язык в период с 3х до 7ми лет, то в последствии у него возникает меньше сложностей с
- произношением;
- язык в целом дается легче, грамматика и конструкции проще ложатся на уже созданную нейронную сеть в мозге, а значит, у человека появляется «чувство» языка.
Что же делать, если ребенок начинает интересоваться языком?
Если ваш малыш годика в 2,5-3 начинает петь песенки на английском, спрашивать перевод каких-то слов, что могут сделать родители? Они могут попробовать. Найти курсы с хорошими отзывами, найти учителя, к которому ходят знакомые дети. И попробовать. Если понравится ребенку и есть финансовые возможности – пробовать. Но помнить, что это лишь задел на будущее и не расстраиваться, если впечатляющего эффекта не будет сразу. У всех разный мозг, у всех разные способности. Это не значит, что эффекта не будет. Он просто может быть отсрочен!
С чего начинать занятия английским, если вашему ребенку от трех до пяти лет?
Это зависит от нескольких условий:
- кто-то из родителей знает язык;
- родители не знают язык или знают плохо.
Если кто-то из родителей знает язык на уровне не ниже B1 (Intermediate)
То можно следующие действия
Играть с малышом на английском
И тут, даже обладая B1, все же лучше свериться с озвученными словарями или брать фразы из книги Проничевой (она есть в интернете в свободном доступе).
Можно сказать малышу, что иногда ваши игры будут проходить в другой стране, где все говорят только по-английски. Закрываете с ним глазки и перемещаетесь в Англию! И так играете 10-20 минут в день. Можно называть игрушки, их действия, сопровождать свои движения на английском: «Let’s stand up, the doll is red, she is walking, I am feeding the doll the apple…Om-nom-nom.» Внедрять диалоги с игрушками. Использовать жесты для каких-то эмоций, не перевод.
Для начала даже не обязательно, чтобы ребенок проговаривал фразы за вами. У детей до года есть «немой период», когда малыш просто слушает, впитывает слова, и лишь потом начинает их выдавать в речи. В английском - то же самое. Немой период может занять неделю, а может – несколько месяцев. Это нормально. Когда он начнет повторять фразы за вами, можете сопровождать его русские фразы последовательным переводом на английский. Пусть слушает. И только потом добавлять элемент «Say», когда вы прикасаетесь пальцем к своему рту и просите повторить что-то за вами. Say: ‘The doll is hungry’ – и трете живот рукой, демонстрируя голод.
Озвучивать свои действия в быту
Например, на прогулке или во время какого-то действия. Уточните у малыша, не хочет он на прогулку «Полететь в Англию»? Если нет, то не стоит давить. Можно предложить в другой момент!
Подключаем обучающие ролики на Youtube на английском
Короткие видео с канала Maple Leaf, Elf learning, English sing sing, Singing Walrus всегда привлекут внимание!
Но как же быть, если родители английского языка не знают? В таком случае стоит обратиться за помощью к учителям и записаться на пробный урок!
На что же стоит обратить внимание на первом пробном уроке?
Как учитель ладит с детьми, насколько он дружелюбен
Важно, чтобы учитель был мягкий и умел расположить к себе ребенка, и это совершенно не противоречит умению наладить дисциплину.
Как учитель видит перспективу
Что за капитан без карты и пункта назначения? Хотя бы в общем (поскольку все дети разные), но учитель должен уметь описать вам, к чему примерно вы придете к концу года. Здесь не обязательно должны быть «Он сможет назвать 10 цветов, 5 зверей и 10 действий» , поскольку есть еще такое понятие как «пассивный запас слов», но хотя бы список тем, которые он собирается пройти с детьми в течение года, планирующий свою работу учитель может вам предоставить.
Динамика урока
Если вам довелось присутствовать на уроке, посмотрите, насколько часто меняются виды деятельности. Если динамика слабая, есть опасность, что в перспективе дети начнут скучать и потеряют интерес к языку. И чем младше возраст, тем больше должно быть таких активностей. Тут даже харизма учителя не всегда поможет – детям нужно разнообразие, и хороший учитель это знает. Вот почему, например, в языковом центре «Meridian» уроки для малышей всегда проходят весело, динамично и увлекательно.
Вы можете спросить – а нужно ли уточнять про пособие? На самом деле, в таком возрасте строить урок целиком по пособию, не добавляя ничего extra – значит заведомо сужать объем того, что ребенок может усвоить. Чаще всего книжки для малышей – это около 30-40% от того, что может выдать вам ребенок в конце учебного года.
Ранний английский - все же стоит ли?
Бесспорно да, если:
- У ребенка есть искреннее желание заниматься.
- Вы не ждете сверхрезультатов через короткий промежуток времени, а нацелены на длительную, интересную и продуктивную работу!
А нужен ли он вообще, этот ранний английский?
Да, без раннего английского вполне можно обойтись.
Но если ваш ребенок тянется к языку, вы видите, что спустя несколько месяцев его интерес не угас, он выдает какие-то слова и фразы, вам удается увлечь его книжками на языке и мультфильмами – почему нет? Опыт раннего обучения английскому языку поможет ребенку в дальнейшем чувствовать себя более раскованно в языке, изучать его легче, и, если опыт ребенка удачный, понять, что языки – это весело и увлекательно, а не страшно. А это тоже дорогого стоит.
Записывайтесь на консультацию в языковой центр Meridian, чтобы узнать больше о нашей методике обучения детей английскому.